Контакты Главная Главная Новости Фотогалерея Акции
 Отзывы о нас на Флампе

Песочная терапия

"Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум"  К.Г.Юнг

  Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
  

   Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом.

   Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.

   ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

- Это, наверное, только для детей?
- Действительно, игра – это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения – и способ привычный, хорошо знакомый. Однако для взрослого игра не утрачивает своей ценности. Именно позволяя себе играть – в широком смысле этого слова - проще всего обрести доступ к своему творческому началу, дающему силы для изменения и роста.
   Играя с символами и образами в песочнице, вы даете голос своему внутреннему Я, предлагающему вам решения и обнаруживающему ответы, которые могут быть скрыты от вашего обыденного мышления.

- Почему этот подход называется «юнгианская песочная терапия»?
- К.Г Юнг – швейцарский психоаналитик, полагавший, что наше бессознательное говорит с нами на языке символов, стремясь показать возможности самоисцеления и достижения целостности. Основываясь на этой теории, его ученица, аналитик Дора Калф в 1950гг создала «песочную терапию» - поход, который в наши дни аналитики, психотерапевты и консультанты используют в работе как с детьми, так и со взрослыми.

- В чем, собственно, состоит процесс песочной терапии?
- В кабинете психолога, использующего технику песочной терапии, вы увидите множество полок с самыми разнообразными фигурками и два подноса с песком – в одном можно использовать влажный песок, а второй предназначен для работы с сухим песком. Психолог предложит вам пройтись вдоль полок и выбрать те фигурки, которые привлекут ваше внимание – те, к которым потянется рука. Время выбора обычно не ограничивается, каждый выбирает в своем темпе.
   Выбранные фигурки располагаются в подносе с песком – так, как хочется вам. Вы сможете менять в подносе все, что захотите в соответствии со своей потребностью выразить то, что будет проситься. И только после того, как решите, что закончили, - в подносе уже ничего не должно меняться. Целительным может быть уже и сам процесс построения подносов, в присутствии профессионала, который обеспечит необходимые условия. Иногда может захотеться обсудить что-то еще, глубже понять, какое послание несет картина в подносе, поговорить о сопутствующих или откликающихся событиях своей жизни.
   Предполагается, что этот процесс может продолжаться в течение стольких встреч, сколько необходимо вам в оговоренных с терапевтом рамках, и совсем необязательно, что каждая из них будет посвящена созданию картины в подносе.

- За счет чего будут происходить изменения?
- Многим построение картин на песке напоминает сны наяву. В подносе с песком ваши переживания, тревоги, надежды и внутренние конфликты обретают зримую форму. Более того, образы песочницы конкретны и осязаемы, а отнюдь не иллюзорны и невидимы, их могут рассмотреть и сам создатель композиции, и психолог. Таким образом, становится возможным обратиться к тому неизвестному в нас самих, что зачастую определяет наши поступки и переживания. Увидеть это – значит, сделать первый шаг к изменениям.
   Иногда одного того, что отвергнутые или забытые части нас самих предстают перед светом сознания, бывает достаточно для изменения – так в сказках чудовища, выманенные из подземного царства, при свете дня теряют свое могущество и власть над героем приключений.

- В чем особенности и преимущества этого подхода?
- Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Также как один символ или образ может выразить больше, чем сотня слов, фигура или сцена, построенная вами, может передать чувства, эмоции, конфликты, не доступные словесному выражению. Это важно для многих из нас. Особенно это может помочь тем, кому по каким-то причинном трудно облечь свои переживания в слова – например, тем, чьи переживания настолько остры и болезненны, что соприкасаться с ними напрямую тяжело, детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов,
   К тому же, создание песочных композиций – в отличие от рисунка, например – не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. У каждого из нас вольно или невольно появляются критерии того, что такое «красивый рисунок», «хорошее стихотворение», «правильно вылепленная фигурка», но нет такого понятия как «хорошая» или «правильная» композиция на песке.

- Мой ребенок будет приходить к вам, чтобы просто играть? Чем будет отличаться это от просто игры с игрушками дома или на пляже?
- В чем-то эти процессы похожи. Игра является неотъемлемой частью развития ребенка. Играя, ребенок развивается и естественным образом учится справляться с тем, что для него трудно или непонятно.
   В кабинете психолога важно даже не то, что именно ребенок будет делать, а каков будет контекст происходящего, и какое это будет иметь для ребенка значение. Наверняка вы рассказывали одну и ту же историю разным людям и знаете, как по-разному вы ее рассказываете в зависимости от того, что за человек и как вас слушают. Психолог создает особую уникальную атмосферу, в которой есть свой смысл и свои правила.
   Помните, в детстве, играя, было важно прокричать остальным: «Я – в домике!» И для остальных было понятно, что согласно правилам, вы в этот момент в безопасности, в особом защищенном месте. Пробыв там, сколько надо, можно было снова идти «в мир», играть со всеми остальными. В такой особой атмосфере терапевт «слушает» игру ребенка, помогая отреагировать то, что ему необходимо, или попробовать что-то полезное, или научиться иначе относиться, налаживать отношения и т.д.

- Сколько сеансов обычно необходимо?
- Даже ориентировочные оценки зависят от того, что именно вы хотели бы, как давно существуют беспокоящие проблемы, и каков их характер. Обычно, этот вопрос можно обсудить с психологом на первой-второй встрече, иногда для предварительного ответа требуется более продолжительное знакомство с вашей ситуацией и вашими способами справляться с ней.

                                                    
 
©cемейный центр "Альтаир"
редизайн сайта компания RRXX.RU