Контакты Главная Главная Новости Фотогалерея Акции
 Отзывы о нас на Флампе

Методика Марии Монтессори

montesВот уже более 100 лет методика Марии Монтессори остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) - выдающаяся женщина, итальянский ученый, врач антрополог, педагог и психолог.

М. Монтессори изначально не была педагогом, она была врачем и обладала выдающимися научными способностями. Она не ставила перед собой никаких педагогических задач, но, работая с детьми как врач, наблюдала за их развитием и реакциями на разные стимулы и ситуации. М. Монтессори разработала и создала специальные материалы и методики обучения детей. Она выявила многие законы развития детей и доказала, что если педагогика следует этим законам, то развитие ребенка идет эффективнее.

Этапы развития ребенка

По мнению Монтессори, в процессе развития ребенка можно выделить определенные этапы.

Первый этап - от рождения до шести лет. В этот период ребенок обладает "впитывающим" сознанием, почти исчезнувшим у взрослых. Дети учатся узнавать окружающий мир, понимать и приспосабливаться к нему. К году малыши умеют различать людей и окружающие их предметы. Маме нужно только показать способ манипуляции с ними. В этот период ребенок сам формирует основу своего интеллекта. Достигнутые успехи так велики, что в три года ребенка уже можно признать сформировавшимся человеком. Обучение в этом возрасте - естественный процесс, стихийно развивающийся в человеке не в результате объяснения старших, а на основе собственного опыта. Стало быть задача воспитателя - не объяснять изучаемый материал, а сформировать у ребенка серию мотивировок культурной деятельности в специально подготовленной обстановке. Несмотря на разнообразие своих проявлений, тип умственной деятельности в период от рождения до шести лет остается единым. Этому возрасту свойственна глубокая трансформация личности, и в шесть лет ребенок становится настолько разумным, что уже готов к обучению в школе.

Абсорбирующий разум или второй этап - от шести до двенадцати лет - характеризуется развитием без резких качественных изменений. Только физический рост весьма очевиден. а с точки зрения психики это период спокойный, безмятежный и устойчивый. Ребенок способен нести требуемую школой умственную нагрузку: он понимает то, что говорит учитель, и у него хватает усидчивости, чтобы выслушивать и усваивать.

Третий период - от двенадцати до восемнадцати лет - своими бурными трансформациями напоминает первый этап. Физическое развитие достигает зрелости, складывается новый тип психики. Поcле восемнадцати лет человек может считаться полностью подготовленным к жизни.

Мария Монтессори, а вслед за ней и многие психологи пришли к выводу, что наиболее важный отрезок жизни приходится не на студенческие годы, а скорее на первый период, от рождения до шести лет, поскольку именно тогда формируется человеческая индивидуальность.

Сензитивные периоды

В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды. Сензитивные периоды - это периоды особой чувствительности. Оказалось, что в эти периоды ребенок без особых серьезных усилий способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка коротки и уходят безвозвратно. Сензитивные периоды длятся постоянно с рождения до шести лет. Время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей. Периоды могут меняться, накладываться один на другой, границы не являются точными.

Периоды:

развития речи (0 - 6 лет)

сенсорного развития (0 - 3 лет)

восприятия маленьких предметов (1.5 - 2,5 лет)

развития движений и действий (1 - 4 лет)

развития социальных навыков (2,5 - 6 лет).

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно, поэтому особую роль в отслеживании хода развития ребенка играет искусство наблюдения. Взрослым необходимо знать, что ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития. Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, "подготовленная среда" и дидактический материал Монтессори создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка. 

©cемейный центр "Альтаир"
редизайн сайта компания RRXX.RU